Статья, посвящённая Энье. Журнал «Ровесник», 2001 год.


Эйтна Ни Бреннан родилась 17 мая 1961 года в Ирландии. Она была четвертой дочерью, кроме нее и сестер, в семье было еще четыре брата. Нельзя сказать, чтобы будущая «кельтская муза» родилась в бедности, но и большим богатством там тоже не пахло. Одним словом, клан Бреннан мало чем отличался от других почтенных семейств городка, да, пожалуй, и всего графства. Маленькая Эйтна, как впоследствии она сама скажет о себе, «была самым обычным ребенком», с удовольствием предавалась извечным детским забавам в компании братьев и сестер и с раннего детства занималась музыкой. Занятия музыкой сами собой разумелись, ведь в этой семье музыка была профессией. Мать Эйтны давала уроки игры на фортепиано, в первую очередь, собственным детям, а отец в свое время был лидером группы «Slieve Foy Band». Одним словом, нельзя было носить фамилию Бреннан и при этом не уметь ни на чем играть. «Музыка еще в детстве стала частью меня самой», - любит повторять Энья.
Воспитание дало свои плоды. В конце 70-х - начале 80-х именно группа Clannad, все участники которой происходили из клана Бреннан, были первой ирландской фолк-командой, чья популярность вышла за пределы островов и перекинулась на континент. В 80-м и для Эйтны настал черед присоединиться к семейному проекту. При ее участии были записаны два альбома: «Crann Ull» и «Fuaim». В Clannad Эйтна пела, кое-где даже исполняя ведущие вокальные партии, и играла на клавишных. Все как будто было хорошо, но в 1982 году после европейского турне Эйтна внезапно покидает Clannad и начинает сольную карьеру. Уход из Clannad, кроме всего прочего, означал для нее полный разрыв с семьей, что было болезненней всего. Причины этого разрыва до сих пор не ясны. Поговаривают о расколе в семейном оркестре, о том, будто старшая сестра, Мэри, завидовала Эйтне, из-за чего испортились отношения с родителями, якобы более благоволившими Мэри. Так или иначе, Эйтна ушла, приняв новое имя - Энья, - чтобы никак не ассоциироваться с семейкой Бреннан. Энья - имя кельтской богини, отцу которой было предсказано, что муж его дочери убьет его самого. Дабы не допустить этого, богиню заточают на острове посреди океана. В конце концов, она все же встречает того, в кого влюбляется и за кого выходит замуж. И предсказание неумолимо сбывается.
Энья переезжает в Дублин, где делит кров с Никки Райаном и его женой по имени Рома. Никки в свое время был звукорежиссером в Clannad, но оставил это занятие ради участия в проекте под названием The Boomtown Rats. Именно Никки сыграл решающую роль в уходе Эньи из Clannad. В его доме находилась студия, в стенах которой Энья делала первые шаги своей сольной карьеры. Надо сказать, что это была достаточно хорошая, по ирландским меркам, студия. Именно здесь Кристи Мур записывала свой альбом «Ordinary Man», на котором в качестве бэк-вокалистки можно услышать и Энью. Позже она также примет участие в записи песни Шинейд О’Коннор «Never Get Old» с альбома «The Lion And The Cobra». Однако работа на вторых ролях не удовлетворяла Энью. Как признается певица, через некоторое время после ухода из Clannad она стала периодически впадать в депрессию, ее даже посещали мысли о самоубийстве. Единственным утешением был Никки, который постоянно поддерживал ее. И вот блеснул луч надежды. Энья получила предложение записывать музыку к фильмам. В 84-м появилась первая демо-запись, содержащая около дюжины песен, и Рама Райан отнесла кассету продюсеру Дэвиду Патнэму, известному по фильмам «Полуночный экспресс» и «Огненные колесницы». Патнэм нашел представленные ему композиции «трогательными и романтичными», и выбрал шесть из них для фильма «The Frog Prince».
После выхода фильма Энья попадает в поле зрения ВВС и получает заказ на музыку к документальному сериалу, посвященному истории и культуре кельтов, - «The Celts» («Кельты»), Композиция «The Celts» вошла в десятку лучших песен месяца. Впоследствии ВВС выпустила весь саундтрэк отдельным альбомом, назвав его просто и без затей: «Епуа». Долины и реки, холмы и развалины древних укреплений, всплывают в сознании, разбуженные волшебным сопрано Эньи. Никки Райан выступил как продюсер и соавтор музыки, а его жена Рома - как автор практически всех текстов на английском, ирландском и латинском языках.
Но настоящий успех пришел к Энье после выхода в 1988 году ее первого «полнометражного» альбома «Watermark», разошедшегося по всему миру тиражом в 10 миллионов экземпляров. Диск снискал себе платиновый статус в четырнадцати странах, а сингл «Orinoco Flow» («Sail Away») возглавил хит-парад в Британии. Успех был настолько ошеломляющим и неожиданным, что, по словам самой Эньи, «даже немного пугал». Насколько это было «немного», свидетельствует тот факт, что певица несколько дней не покидала дом и не отвечала не телефонные звонки. «После выхода этого альбома,- с несколько смущенным видом признается она в одном из своих интервью,- я получила огромное количество писем, где люди признавались мне, что моя музыка изменила их жизнь. Одна семейная пара даже написала о том, что альбом «Watermark» помог сохранить их брак». Еще больший успех имел следующий, уже ожидаемый поклонниками альбом, - «Shepherd Moons», увидевший свет в 1991 году. Альбом разошелся тиражом в 11 миллионов копий и 199 недель продержался в хит-параде журнала «Billboard», а замечательный клип на композицию «Caribbean Blue» частенько крутили по первому советскому «коммерческому» каналу «2x2». Многим тогда Энья запомнилась как девушка с огромными грустными глазами. В 1992 году под названием «The Celts» был переиздан самый первый альбом певицы - «Епуа», а в 1995 году вышел великолепный «The Memory Of Tree», полный волшебства, магии и уже не слышных современному человеку песен фей. Еще тогда многие критики провозгласили этот альбом вершиной творчества певицы. Поиски небесного дома - идея, которая пронизывает весь этот альбом, да и, пожалуй, все творчество певицы. Каждая композиция Эньи - это своего рода медитация, погружение в сказочную атмосферу кельтской культуры. На счету у Эньи уже две премии «Грэмми» (за альбомы «Shepherd Moons» и «The Memory Of Tree»), обе в номинации «Лучший альбом в стиле New Age». Ее композиции входят в саундтрэки к фильмам «Лос-анджелесская история», «Игрушки», «Лунатики» по одноименному произведению Стивена Кинга, «Далеко-далеко», главные роли в котором сыграли Том Круз и Николь Кидман, а также к фильму Мартина Скорсезе «Возраст невинности». Композицию с последнего альбома певицы «Only Time» можно услышать в картине «Милый ноябрь».
В Рождество 1996 года Энья пела в Ватикане перед Папой Иоанном Павлом II, отчего сама пришла в большой восторг. В том же году появилась на пятидесятилетнем юбилее шведского короля, куда прибыла тайно и стала настоящим сюрпризом, открыв, так сказать, себе дорогу в европейский «высший свет», следующим шагом в который стало выступление перед английской королевой. Но это ровно ничего не значило. Через год, на Рождество 1997 года, Энья вернулась на родину, что ознаменовало примирение с семьей, и пела рождественские гимны вместе со всеми. Там она не была звездой, заняла положенное место и делала все, что велят старшие. И вот в 2000 году наконец выходит долгожданный сингл «The Day Without Rain» с нового альбома «Only Time» - первого студийного альбома за пять лет. На извечный вопрос журналистов, отчего она так редко выпускает пластинки, - Энья, как всегда тихо и слегка застенчиво, отвечает: «Я каждый день пишу музыку. Прихожу домой, сажусь за пианино и записываю свои впечатления, но они же ведь не изготовляются, как на фабрике».
Все тексты к альбому «The Day Without Rain», как обычно, написала Рома Райан, продюсировал его снова Никки. Объясняя название для альбома, Энья говорит: «У нас в Ирландии часто идут дожди, и дни, когда солнце светит целый день, сравнительно редки. Когда один из таких дней клонился к закату, я записала небольшую композицию, и тогда-то у меня и родилось это название».

Д. СИМОНОВ
РОВЕСНИК №09, 2001